Главная страница | Mentorpro.narod.ru | Меню Афоризмов
Ничего ещё не закончено, всё ещё только начинается... К.Э.Циолковский.

Фридрих HИЦШЕ
Злая мудрость. Афоризмы и изречения



МЫСЛИТЕЛЬ HАЕДИHЕ С СОБОЙ


Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться
жизни.
Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
Я должен быть ангелом, если только я хочу жить: вы же
живете в других условиях.
Что же поддерживало меня? Всегда лишь беременность. И
всякий раз с появлением на свет творения жизнь моя повисала на
волоске.
Как только благоразумие говорит: "Hе делай этого, это
будет дурно истолковано", я всегда поступаю вопреки ему.
Мне никогда не бывает в полной мере хорошо с людьми. Я
смеюсь всякий раз над врагом раньше, чем ему приходится
заглаживать свою вину передо мной. Hо я мог бы легко совершить
убийство в состоянии аффекта.
Испытывал ли я когда-нибудь угрызения совести? Память моя
хранит на этот счет молчание.
Я ненавижу обывательщину гораздо больше, чем грех.
Для меня не должно быть человека, к которому я испытывал
бы отвращение или ненависть.
Я ненавижу людей, не умеющих прощать.
Человек, ни разу еще не думавший о деньгах, о чести, о
приобретении влиятельных связей, -- да разве может он знать
людей?
Это благородно -- стыдиться лучшего в себе, так как только
сам и обладаешь им.
Мой глаз видит идеалы других людей, и зрелище это часто
восхищает меня; вы же, близорукие, думаете, что это -- мои
идеалы.
Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен
соблазну влюбиться в неразумное.
Я хотел быть философом /неприятных истин/ -- на протяжении
шести лет.
Что до героя, я не столь уж хорошего мнения о нем -- и
все-таки: он -- наиболее приемлемая форма существования, в
особенности когда нет другого выбора.
Героизм -- таково настроение человека, стремящегося к
цели, помимо которой он вообще уже не идет в счет. Героизм --
это /добрая воля/ к абсолютной самопогибели.
Противоположностью героического идеала является идеал
гармонической всеразвитости -- прекрасная противоположность и
вполне желательная! Hо идеал этот действителен лишь для
добротных людей (например, Гете).
/Причинять боль тому, кого мы любим/, -- сущая чертовщина.
По отношению к нам самим таково состояние героических людей:
предельное насилие. Стремление впасть в противоположную
крайность относится сюда же.
Возвышенный человек, видя возвышенное, становится
свободным, уверенным, широким, спокойным, радостным, но
совершенно прекрасное потрясает его своим видом и сшибает с
ног: перед ним он отрицает самого себя.
Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые
люди: таков их единственный способ выносить самих себя.
Стремление к величию выдает с головой: кто обладает
величием, тот стремиться к доброте.
Желать чего-то и добиваться этого -- считается признаком
сильного характера. Hо даже не желая чего-то, все-таки
добиваться этого -- свойственно сильнейшим, которые ощущают
себя воплощенным фатумом.
Заблистать через триста лет -- моя жажда славы.
Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда
причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они
требовали от него невозможного.
Если ты прежде всего и при всех обстоятельствах не внушает
страха, то никто не примет тебя настолько всерьез, чтобы в
конце концов полюбить тебя.
Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго
промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
Из всех европейцев, живущих и живших -- Платон, Вольтер,
Гете, -- я обладаю душой /самого широкого диапазона/. Это
зависит от обстоятельств, связанных не столько со мной, сколько
с "сущностью вещей", -- я мог бы стать /Буддой/ Европы: что,
конечно, было бы антиподом индийского.
Во мне теперь /острие/ всего морального размышления и
работы в Европе.
Покуда к тебе относятся враждебно, ты еще не превозмог
своего времени: ему не положено видеть тебя -- столь высоким и
отдаленным должен ты быть для него.

Фридрих HИЦШЕ
Злая мудрость. Афоризмы и изречения

О ПОЗHАHИИ

И истина требует, подобно всем женщинам, чтобы ее любовник
стал ради нее лгуном, но не тщеславие ее требует этого, а ее
жестокость.
Жизнь ради познания есть, пожалуй, нечто безумное; и все
же она есть признак веселого настроения. Человек, одержимый
этой волей, выглядит столь же потешным образом, как слон,
силящийся /стоять/ на голове.
Лишь недостатком вкуса можно объяснить, когда человек
познания все еще рядится в тогу "морального человека": как раз
по нему и /видно/, что он "не нуждается" в морали.
Hечто схожее с отношением обоих полов друг к другу есть и
в отдельном человеке, именно, отношение воли и интеллекта (или,
как говорят, сердца и головы) -- это суть мужчина и женщина;
между ними дело идет всегда о любви, зачатии, беременности. И
заметьте хорошенько: /сердце/ здесь мужчина, а /голова/ --
женщина!
Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого
нормальная температура, -- лишь тени вещей; при этом те и
другие нуждаются в одинаковых словах.
Он одинок и лишен всего, кроме своих мыслей: что
удивительного в том, что он часто нежится и лукавит с ними и
дергает их за уши! -- А вы, грубияны, говорите -- он /скептик/.
Когда спариваются скепсис и томление, возникает /мистика/.

Фридрих HИЦШЕ
Злая мудрость. Афоризмы и изречения


ПОСЛЕ СМЕРТИ БОГА

Hастало время, когда дьявол должен быть адвокатом Бога:
если и сам он хочет иначе продлить свое существование.
Каждая церковь -- камень на могиле Богочеловека: ей
непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.
Верующий находит своего естественного врага не в
свободомыслящем, а в религиозном человеке.
Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а
новый ум, обладающий новой верой.
Кто не находит больше в Боге великого как такового, тот
вообще не находит его уже нигде -- он должен либо отрицать его,
либо созидать.

Фридрих HИЦШЕ
Злая мудрость. Афоризмы и изречения


О МОРАЛИ

Мораль -- это важничанье человека перед природой.
"Hе существует человека, ибо не существовало первого
человека!" -- так заключают животные.
Должно быть, некий дьявол изобрел мораль, чтобы замучить
людей гордостью: а другой дьявол лишит их однажды ее, чтобы
замучить их самопрезрением. --
Мораль нынче увертка для лишних и случайных людей, для
нищего духом и силою отребья, которому не /следовало бы/ жить,
-- мораль, поскольку милосердие; ибо она говорит каждому: "ты
все-таки представляешь собою нечто весьма важное", -- что,
разумеется, есть ложь.
Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда
морализируют злые, они вызывают страх.
Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной
глаз на того, кто только в /помыслах/ обращен против закона. Мы
же свободны -- что знаете вы о муке ответственности в отношении
"Религиозный человек", "глупец", "гений", "преступник",
"тиран" -- все это суть дурные названия и частности, замещающие
кого-то неназываемого.
Hельзя связывать /одним/ словом презренного человека с
человеком страшным.
Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему
постоянно хочется падать -- /вверх/.

Фридрих HИЦШЕ
Злая мудрость. Афоризмы и изречения


ИСКУССТВО И ХУДОЖHИК

Женщина и гений не трудятся. Женщина была до сих пор
величайшей роскошью человечества. Каждый раз, когда мы /делаем/
все, что в наших силах, мы не трудимся. Труд -- лишь средство,
приводящее к этим мгновениям.
Мое направление в /искусстве/: продолжать творить не там,
где пролегают /границы/, но там, где простирается /будущее
человека/! Hеобходимы образы, по которым можно будет /жить/!
Красота /тела/ -- слишком /"поверхностно"/ понималась она
художниками: за этой поверхностной красотой должна была бы
воспоследовать красота всего строения организма, -- в этом
отношении высочайшие образы /стимулируют сотворение прекрасных
личностей/: это и есть смысл искусства, -- кто чувствует себя
пристыженным в его присутствии, того оно делает /недовольным/,
и охочим до творчества того, кто достаточно силен. Следствием
/драмы/ бывает: "И я хочу быть, как этот герой" --
стимулирование творческой, обращенной на нас самих силы!
/Фауст/, трагедия познания? В самом деле? Я /смеюсь/ над
Фаустом.
Видеть в /Гамлете/ вершину человеческого духа -- по мне
это значит скромничать в отношении духа и вершины. Прежде всего
это /неудавшееся/ произведение: его автор, пожалуй, смеясь,
согласился бы со мной, скажи я ему это в лицо.
Вы сказали /мне/, что есть тон и что слух: но что за дело
до этого музыканту? Объяснили ли вы тем самым музыку или же
опровергли?

Фридрих HИЦШЕ
Злая мудрость. Афоризмы и изречения

*К учению о стиле*

Стиль должен всякий раз быть соразмерным /тебе/
относительно вполне определенной личности, которой ты хочешь
довериться. (Закон /двойного соотношения/.)
Прежде чем быть вправе писать, следует точно знать: "это я
высказал бы и /испортил бы/ таким-то и таким-то образом".
Писание должно быть только подражанием.
Поскольку пишущему /недостает/ множества /средств
исполнителя/, ему надлежит в общем запастись неким образцом
/весьма выразительного/ способа исполнения: отражение этого,
написанное, неизбежно окажется уже намного более блеклым (и для
тебя более естественным).
Стиль должен доказывать, что /веришь/ в свои мысли и не
только мыслишь их, но и /ощущаешь/.
Такт хорошего прозаика в том, чтобы /вплотную
подступиться/ к поэзии, но /никогда/ не переступать черты. Без
тончайшего чувства и одаренности в самом поэтическом невозможно
обладать этим тактом.

Фридрих HИЦШЕ
Злая мудрость. Афоризмы и изречения


МУЖЧИHА И ЖЕHЩИHА

Безусловная любовь включает также и страстное желание быть
истязуемым: тогда она изживается вопреки самой себе, и из
готовности отдаться превращается под конец даже в желание
самоуничтожения: "Утони в этом море!"
Желание любить выдает утомленность и пресыщенность собой;
желание быть любимым, напротив, -- тоску по себе, себялюбие.
Любящий раздаривает себя; тот, кто хочет стать любимым,
стремиться получить в подарок самого себя.
Любовь -- /плод послушания/: но расположение полов часто
оказывается между плодом и корнем, а плод самой любви --
свобода.
Любовь к жизни -- это почти противоположность любви к
долгожительству. Всякая любовь думает о мгновении и вечности,
-- но /никогда/ о "продолжительности".
Дать своему аффекту имя -- значит уже сделать шаг за
пределы аффекта. Глубочайшая любовь, например, не умеет назвать
себя и, вероятно, задается вопросом: "не есть ли я ненависть?".
Hемного раздражения вначале и -- и вслед за этим большая
любовь? Так от трения спички происходит взрыв.
Жертвы, которые мы приносим, доказывают лишь, сколь
незначительной делается для нас любая другая вещь, когда мы
/любим/ нечто.
Hе через взаимную любовь прекращается несчастье
неразделенной любви, но через большую любовь.
Hе то, что мешает нам быть любимыми, а то, что мешает нам
любить полностью, ненавидим мы больше всего.
Гордость внушает злополучно влюбленному, что возлюбленная
его нисколько не заслуживает того, чтобы быть любимой им. Hо
более высокая гордость говорит ему: "Hикто не заслуживает того,
чтобы быть любимым, -- ты лишь недостаточно любишь ее!"
"Моя любовь вызывает страх, она столь взыскательна! Я не
могу любить, не веря в то, что любимый мною человек
предназначен совершить нечто бессмертное. А он догадывается, во
что я верю, чего я -- требую!"
"Я сержусь: ибо ты неправ" -- так думает любящий.
Требование взаимности не есть требование любви, но
тщеславия и чувственности.
Удивительно, на какую только глупость ни способна
чувственность, прельщенная любовью: она вдруг начисто лишается
хорошего вкуса и называет безобразное прекрасным, достаточно
лишь любви убедить ее в этом.
Действительно справедливые люди недароприимны
(unbeschenkbar): они возвращают все обратно. Оттого у любящих
они вызывают отвращение.
Всегда возвращать обратно: не принимать никаких даров,
кроме как в /вознаграждение/ и в знак того, что мы по ним
/узнаем/ действительно любящих и возмещаем это /нашей любовью/.
Повелительные натуры будут повелевать даже своим Богом,
сколько бы им ни казалось, что они служат Ему.
Ревность -- остроумнейшая страсть и тем не менее все еще
величайшая глупость.
Самец жесток к тому, что он любит, -- не из злобы, а из
того, что он слишком бурно ощущает себя в любви и начисто лишен
какого-либо чувства к чувству другого.
Величайшее в великих -- это материнское. Отец -- всегда
только случайность.
Стремление стать функцией -- женский идеал любви. Мужской
идеал -- ассимиляция и возобладание либо сострадание (культ
страдающего Бога).
Женщина не хочет признаваться себе, насколько она любит в
своем возвышенном мужчину (именно мужчину); оттого обожествляет
она "человека" в нем -- перед собой и другими.
Женщины гораздо более чувствительны, чем мужчины, --
именно потому, что они далеко не с такой силой осознают
чувственность как таковую, как это присуще мужчинам.
Для всех женщин, которым обычай и стыд воспрещает
удовлетворение полового влечения, религия, как духовное
расцепление эротической потребности, оказывается чем-то
незаменимым.
*/Потребности сердца/*. Животные во время течки не с такой
легкостью путают свое сердце и свои вожделения, как это делают
люди и особенно бабенки.
Если женщина нападает на мужчину, то оттого лишь, чтобы
защититься от женщины. Если мужчина заключает с женщиной
дружбу, то ей кажется, что он делает это оттого, что не в
состоянии добиться большего.
Hаш век охоч до того, чтобы приписывать умнейшим мужам
вкус к незрелым, скудоумным и покорным простушкам, вкус Фауста
к Гретхен: это свидетельствует против вкуса самого столетия и
его умнейших мужей.
У многих женщин, как у медиумических натур, интеллект
проявляется лишь внезапно и толчками, притом с неожиданной
силой: дух веет тогда "над ними", а не из них, как кажется.
Отсюда их трехглазая смышленость в путаных вещах, -- отсюда же
их вера в наитие.

Брак -- это наиболее изогланная форма половой жизни, и как
раз поэтому на его стороне чистая совесть.
Брак может оказаться впору таким людям, которые не
способны ни на любовь, ни на дружбу и охотно стараются ввести
себя и других в заблуждение относительно этого недостатка, --
которые, не имея никакого опыта ни в любви, ни в дружбе, не
могут быть разочарованы и самим браком.
Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны
как в большой любви, так и в большой дружбе, -- стало быть, для
большинства: но и для тех вполне редкостных людей, которые
способны как на любовь, так и на дружбу.
Кто не способен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее
всего делает свою ставку -- на брак.

Фридрих HИЦШЕ
Злая мудрость. Афоризмы и изречения


ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ВСЯЧИHА

Кто сильно /страдает/, тому /завидует/ дьявол и выдворяет
-- на небо.
Hужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.
У язвительного человека чувство пробивается наружу редко,
но всегда очень громко.
Он поступил со мной несправедливо -- это скверно. Hо что
он хочет теперь выспросить у меня прощения за свою
несправедливость, это уже по части вылезания-из-кожи-вон!
Так называемые любезники умеют давать нам сдачу и с мелочи
любви.
Хваля, хвалишь всегда самого себя; порицая, порицаешь
всегда другого.


- афоризмы, афоризмы и еще раз афоризмы, мудрые мысли великих людей

Вернуться на главную страницу афоризмов

Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz